07.04.2017 / by maximios / Библеистика и богословие / No Comments

bzhd_kursovaya

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования охраны труда работников при организации и проведении работ

 

средств

 

2.1.1. Общие положения

 

2.1.1.1. Все операции по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния АТС должны выполняться с соблюдением настоящих Правил.

2.1.1.2. Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния АТС производится на специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем.

2.1.1.5. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

2.1.1.6. В помещениях технического обслуживания с поточным движением АТС обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой или др.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и т.д.), о моменте начала перемещения АТС с поста на пост.

2.1.1.7. Включение конвейера для перемещения АТС с поста на пост разрешается только после включения сигнала (звукового, светового) диспетчером или специально выделенным работником, назначаемым приказом по организации. Посты должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера.

2.1.1.8. Пуск двигателя АТС на постах технического обслуживания или ремонта разрешается осуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю, назначаемым приказом по организации и прошедшим инструктаж при наличии у

них удостоверения водителя АТС.

2.1.1.9. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ АТС следует затормозить стояночным тормозом. 2.1.1.10. Работники, производящие обслуживание и ремонт АТС, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами, приспособлениями, а также средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

2.1.1.11. При необходимости выполнения работ под АТС, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.

2.1.1.12. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т.п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить АТС, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них АТС.

2.1.1.13. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

2.1.1.14. При ремонте и обслуживании верхней части автобусов и грузовых автомобилей работники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

2.1.1.15. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только с помощью щетки.

2.1.1.16. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить на нем АТС, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

2.1.1.17. При снятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг мужчинами и 10 кг — женщинами (до 2 раз в час) и 15 кг — мужчинами и 7 кг — женщинами (более 2 раз в час) необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами.

2.1.1.18. При снятии и установке агрегатов и узлов, которые после отсоединения от АТС могут оказаться в подвешенном состоянии, нужно применять страхующие (фиксирующие) устройства и приспособления (тележки-подъемники, подставки, канатные петли, крюки и т.п.), исключающие самопроизвольное смещение или падение снимаемых и устанавливаемых агрегатов и узлов.

2.1.1.19. Не допускается:

• работать лежа на полу (земле) без лежака;

• выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;

• выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числе канавные) подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых — страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;

 

• оставлять АТС после окончания работ, вывешенными на подъемниках;

• подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

• снимать и ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типов без предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму АТС;

• проводить техническое обслуживание и ремонт АТС при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

• поднимать (вывешивать) АТС за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;

• поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличке подъемного механизма;

• снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных устройств;

• поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;

• работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;

• оставлять инструменты и детали на краях осмотровой канавы;

• работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

• пускать двигатель и перемещать АТС при поднятом кузове;

• производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора;

• проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки; сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

2.1.1.20. Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки АТС, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания. 2.1.1.21. Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

2.1.1.22. Работник, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара (емкости) из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, должен быть обеспечен спецодеждой, шланговым противогазом, спасательным поясом со страховочным тросом; вне емкости должны находиться два специально проинструктированных помощника. Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны. К поясу работника внутри емкости прикрепляется страховочный трос, свободный конец которого должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощники, находящиеся наверху, должны наблюдать за работником, держать страховочный трос, страхуя работающего в емкости.

2.1.1.23. Ремонтировать топливные баки, заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей можно только после полного удаления их остатков и обезвреживания.

изготовителя.

2.1.1.25. Для перегона АТС на посты проверки технического состояния, обслуживания и ремонта, включая посты проверки тормозов, должен быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другой работник, назначаемый приказом по организации.

2.1.1.26. В зоне технического обслуживания и ремонта АТС не допускается:

• протирать АТС и мыть их агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т.п.);

• хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т.д. в количествах, превышающих сменную потребность;

• заправлять АТС топливом;

• хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

• загромождать проходы между осмотровыми канавами, стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;

• хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

2.1.1.27. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

2.1.1.28. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и т.п.) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

2.1.1.29. Настоящие Правила должны соблюдаться при техническом обслуживании или ремонте АТС, проводимых вне организации.

2.1.2. Дополнительные требования при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе

2.1.2.1. Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе, могут производиться в одном помещении, с находящимися там автомобилями, работающими на нефтяном топливе (бензин, дизельное топливо), при условии выполнения требований, предусмотренных пп.3.1.2, 3.1.3 настоящих Правил.

нефтяном топливе невозможна, при условии, что расход газа будет производиться из одного рабочего баллона при рабочем давлении газа в нем не более 5,0 МПа (50 кгс/см2).

Вентили остальных баллонов должны быть закрыты. Расходные вентили не следует оставлять в промежуточном состоянии: они должны быть или полностью открыты, или полностью закрыты.

2.1.2.3. Перед въездом автомобиля, работающего на газовом топливе в помещение необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.

2.1.2.4. При проведении работ по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния необходимо:

• поднять капот и проветрить моторный отсек;

• выполнить работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой аппаратуры разрешается снимать только в остывшем состоянии (при температуре поверхности деталей не выше 60°C);

• проверить герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях;

• предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений; крепить шланги на штуцерах хомутиками.

2.1.2.5. Газ из баллонов автомобиля, работающего на газовом топливе, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуты инертным газом.

2.1.2.6. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле следует производить в отдельном, специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами) и соответствующим требованиям п.3.1.3 настоящих Правил.

2.1.2.7. При любой неисправности элементов газовой системы питания необходимо перекрыть подачу газа, а неисправные элементы снять с автомобиля и направить на проверку и ремонт в специальную мастерскую (на специализированный участок).

2.1.2.8. Газопроводы должны соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.

2.1.2.9. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе, не допускается:

• подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

• выпускать (сливать) газ вне установленного места;

• скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

• устанавливать газопроводы кустарного производства;

• применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей;

• использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;

 

 

 

2.1.2.10. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на специализированный склад.

2.1.2.11. При техническом обслуживании, ремонте, проверке технического состояния и заправке газовой аппаратуры, работающей на газе сжиженном нефтяном (ГСН), необходимо соблюдать меры предосторожности от попадания струи газа на открытые части тела.

2.1.2.12. После замены или заправки газовых баллонов, а также устранения любых неисправностей газовой системы питания на газобаллонных автомобилях следует проверить ее герметичность.

 

Общие сведения о технологическом процессе

Назначение зоны текущего ремонта – замена агрегатов. Эта зона располагается в производственном корпусе АТП, в данной зоне осуществляются работы по текущему ремонту грузовых автомобилей, зона расположена рядом с постами зоны ТО, в непосредственной близости от нее располагается компрессорная подстанция.

Целями ТР являются:

· поддержание заданного уровня надёжности;

· обеспечение безопасности движения;

· уменьшение материальных, трудовых и финансовых затрат.

На участке осуществляются следующие виды работ:

· замена двигателя;

· замена коробки передач;

· замена и ремонт сцепления;

· ремонт рулевого управления;

· ремонт тормозной системы;

· замена и ремонт элементов подвески;

· замена и ремонт карданного вала;

· замена заднего моста;

· замена генератора, стартера и элементов электрооборудования;

· замена колёс, аккумуляторной батареи и т.д.

Зона ТР предназначена для выполнения работ, направленных на устранение возникших отказов и неисправностей, и восстановление работоспособности автомобиля (агрегата), путем проведения необходимых работ: у агрегата – отдельных деталей или узлов, кроме базовых; у автомобиля – отдельных деталей, узлов или агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта (когда неисправность нельзя устранить путем регулировочных работ).

В зависимости от характера и места производства работ ТР выполняют либо на рабочих постах, либо на специализированных участках. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле, регулировочные и крепежные работы, ремонт агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки.

 

 

Табель технологического оборудования Таблица 1

 

 

 

Разборка, сборка двигателя

 

Продолжение таблицы 1

Шум работающего двигателя.

 

 

 

Воздействие опасных и вредных производственных факторов на работающих:

 

1. Движущиеся машины и механизмы.

Создают опасность защемления рабочего, нанесения ему механических повреждений, травм, увечий.

2. Повышенная загазованность воздуха.

Вызывает отравление организма, раздражение слизистой оболочки глаз, верхних дыхательных путей. Может вызвать заболевание лёгких (фиброгенное воздействие).

3. Подвижные части производственного оборудования.

Создают опасность получения серьёзных травм, увечий, защемления рабочего, нанесения ему механических повреждений.

4. Повышенный уровень шума.

Оказывает влияние на сердечно-сосудистую систему, органы слуха, возможно возникновение явления резонанса внутренних органов. Вызывает утомляемость, иногда частичную потерю слуха.

5. Повышенный уровень вибрации.

Данное явление может вызвать виброболезнь (головные боли, бессонница, головокружение, деформация и увеличение подвижности суставов и т.д.). Возможно возникновение явления резонанса внутренних органов. Ухудшается вестибулярный аппарат, появляются головокружения, тошнота, рвота.

6. Повышенное напряжение электрической цепи.

При прохождении через человека электрический ток оказывает воздействие:

— термическое: ожоги, нагрев сосудов, тканей, нервов и т.д.;

— электролитическое: разложение крови и плазмы;

— биологическое: возбуждение живых тканей организма, судороги, прекращение дыхания и кровообращения.

Возможны переломы разрывы тканей, вывихи.

При кратковременном прикосновении с источником электрического тока возможны судороги мышц, не позволяющие прервать контакт с источником.

7. Общетоксические вещества.

Создают опасность отравления всего организма.

8. Раздражающие вещества.

Вызывает раздражение слизистой оболочек, дыхательного тракта.

9. Канцерогенные вещества.

Создают опасность возникновения раковых заболеваний.

10. Мутагенные вещества.

Влияют на изменение наследственной информации.

11. Вещества, влияющие на репродуктивную функцию.

Оказывают опасное влияние на репродуктивную функцию.

12. Физические (статические) перегрузки.

Вызывают быстрое утомление, усталость.

13. Перенапряжение слуховых анализаторов.

Оказывает влияние на органы слуха, возможно возникновение явления резонанса внутренних органов. Вызывает утомляемость, иногда частичную потерю слуха.

Организация мероприятий по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности

 

Помещение, где проводятся ремонтные работы, должно хорошо проветриваться, дверь – легко открываться как изнутри, так и снаружи. Проход к двери всегда держите свободным.

Топливосмазочные и легковоспламеняющиеся вещества храните в небьющейся таре на полу или на полках с отбортовками. Если бензин или растворитель разлился, не включайте и не выключайте освещение во избежание воспламенения их паров от искры между контактами выключателя (электродвигатели и нагревательные приборы отключите немедленно); проветрите помещение. Разлитое масло засыпьте песком или опилками. Промасленную ветошь храните отдельно, желательно в металлическом ящике – существует опасность возгорания! Для освещения помещения по возможности нужно использовать атмосфероизолированные (герметичные) светильники, люминесцентные лампы. Желательно также иметь сеть низкого напряжения (до 36В) для работ на улице и на неизолированном полу, в смотровой канаве и т.п.

Сварочные баллоны используйте только со штатными редукторами. Категорически запрещается смазывать вентиль кислородного баллона или подносить к нему промасленную ветошь – это может вызвать взрыв.

При работе с газосваркой необходимы очки с темными стеклами. Для электросварки нужна маска со специальным светофильтром. Очки с прозрачными стеклами или маска обязательны при работе с отрезной машинкой, электроточилом, желательны при сверлении и слесарных работах.

На время сварочных работ запаситесь огнетушителем (лучше углекислотным), его желательно иметь в гараже. Перед электросваркой отключите все электронные блоки управления от бортовой сети автомобиля, а «массовый» контакт сварочного провода располагайте как можно ближе к месту сварки. Проследите за тем, чтобы ток не проходил через подвижные (подшипники, шаровые опоры) или резьбовые соединения – они могут быть повреждены.

При ремонте цепей электрооборудования или опасности их повреждения (сварка, рихтовка вблизи жгутов проводов) отсоединяйте клемму «минусового» провода от аккумуляторной батареи.

Не открывайте пробки радиатора, расширительного бачка на горячем двигателе – возможны ожоги. На работающем двигателе (а также при включенном зажигании) не отсоединяйте провода и приборы системы зажигания – возможно поражение электрическим током.

Берегите пальцы от работающих механизмов и их приводов, лопастей электровентилятора системы охлаждения двигателя (все работы с ним производите только при обесточенной цепи его питания). При работах вблизи алюминиевого радиатора соблюдайте осторожность – его пластины очень острые. Желательно работать в кожаных перчатках, либо прикрыть радиатор куском картона или фанеры.

При работе в моторном отсеке термические ожоги можно получить от неостывших радиатора, термостат, головки блока цилиндров, выпускного коллектора, приемной трубы, выплеснувшейся охлаждающей жидкости (или струи пара).

Не применяйте несправный инструмент: рожковые ключи с «раскрывшимся» зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным или скрученным жалом, пассатижи с незакрепленными пластмассовыми ручками, молотки с плохо насаженными бойками и т.п. Для защиты рук от порезов и ушибов во время «силовых» операций надевайте перчатки *(лучше кожаные). Предпочтительней тянуть ключ на себя, чем нажимать на него – так меньше риск получить травму.

Находясь под автомобилем и работая с инструментальными головками, необходимо помнить, что головка после окончания операции завинчивания может остаться на гайке, болте и неожиданно упасть.

Для подъема автомобиля по возможности пользуйтесь ромбическими или гидравлическими домкратами взамен штатного – они более устойчивы и надежны. Поднимая или опуская автомобиль (на домкрате или подъемнике), никогда не находитесь под ним. Предварительно убедитесь, что соответствующие силовые элементы кузова (усилители пола, пороги) достаточны прочны. Используйте для подъема автомобиля только указанные заводом – изготовителем места опоры. Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах. Запрещается нагружать или разгружать автомобиль, стоящий на домкрате (садиться в него, снимать или устанавливать двигатель, пружины подвески и т.п.), если под ним находятся люди. При ремонте автомобиля со снятым двигателем (силовым агрегатом) учитывайте, что развесовка по осям изменилась: при вывешивании на домкрате такой автомобиль может неожиданно сместиться. Работайте только на ровной нескользкой площадке, под невывешенные колеса подкладывайте опоры. Если автомобиль вывешен на подъемнике – опрокидывателе вне гаража, необходимо учитывать силу ветра.

При работе двигателя выделяется ядовитый оксид углерода (угарный газ), не имеющий цвета и запаха. Отравиться им можно даже в открытом гараже, поэтому перед пуском двигателя обеспечьте принудительную вытяжку отработавших газов за пределы гаража. При ее отсутствии пускать двигатель следует на короткое время, надев на выпускную трубу отрезок шланга – при этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны.

Лучше всего, если пол гаража имеет небольшой наклон и автомобиль из гаража просто выкатывается, а потом уже пускается двигатель.

Отработанные моторное и трансмиссионное масла содержат канцерогенные

соединения. Замасленные руки вытрите ветошью, затем протрите специальным средством для чистки рук (или подсолнечным маслом) и вымойте теплой водой с мылом. Нельзя мыть промасленные руки горячей водой – вредные вещества легко проникают через кожу. Облитые бензином руки вытереть чистой ветошью и вымыть с мылом.

Охлаждающая и тормозная жидкости при попадание внутрь организма могут вызвать отравления. Если это случилось, нужно немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, при тяжелом отравлении принять солевое слабительное, обратиться к врачу. При попадании этих жидкостей на руки необходимо смыть их большим количеством воды.

Попавший на кожу электролит вызывает жжение, покраснение. Смыть его большим количеством холодной воды (нельзя смывать его мылом), затем промыть руки раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Осторожно, серная кислота даже в малых концентрациях разрушает органические волокна – берегите одежду.

 

При работе с аккумуляторной батареей (электролит почти всегда присутствует и на ее поверхности) надевайте очки, защитную одежду и резиновые перчатки.

Бензин, масла, резинотехнические изделия, пластмассы и тормозная жидкость, свинцовые аккумуляторы крайне медленно перерабатываются в природе.

 

Стропальные работы

 

2.4.6.1. К выполнению работ по обвязке, зацепке, закреплению груза и подвешиванию его на крюк грузоподъемного механизма при помощи стропов и специальных грузозахватных приспособлений допускаются обученные и аттестованные стропальщики, прошедшие медицинский осмотр и назначаемые приказом по организации.

2.4.6.2. Если груз подвешивается на крюк крана без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в контейнерах и другой таре), к выполнению обязанностей стропальщиков могут допускаться работники других профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе с выдачей им удостоверений стропальщиков.

2.4.6.3. Во время работы стропальщик должен иметь при себе удостоверение стропальщика и предъявлять его по требованию инспектора Госгортехнадзора России, работников, ответственных за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин и за безопасное производство работ кранами.

Стропальщик в своей работе подчиняется работнику, ответственному за безопасное производство работ кранами.

2.4.6.4. Работники основных профессий (слесарь, станочник и т.п.) допускаются к зацепке грузов на крюк грузоподъемной машины, управляемой с пола и со стационарного пульта, после соответствующего инструктажа и проверки навыков по строповке грузов.

 

Электробезопасность

 

Электробезопасность и электрооборудование

 

Электробезопасность – комплекс мероприятий для защиты человека от поражения электрическим током.

На участке электрическая энергия используется повсеместно. Она приводит в действие станки, подъемники, стенды и т. д. Электрооборудование должно быть надежно заземлено. Иметь блокировку и защитное отключение на случай перегрузки. Применяемый ручной электроинструмент должен иметь двойную изоляцию. Электрический ток при несоблюдении правил техники безопасности и мер предосторожности представляет для людей большую опасность, так по сравнению с другими видами травматизма на АТП электротравматизм носит более тяжелый характер и нередко приводит к смертельному исходу. Причем опасность поражения электрическим током специфична, поскольку наличие напряжения не может быть обнаружено человеком без специальных приборов.

Основные причины поражения электрическим током в зоне ТО и ТР:

— непреднамеренное прикосновение к токонесущим частям под напряжением;

— случайное прикосновение к неисправным защитным устройствам или при пробое изоляции;

— попадание под шаговое напряжение в зоне замыкания фазы на землю на расстоянии менее 10 метров;

— нарушение правил эксплуатации электроустановок или электроинструмента;

— ремонт электроустановок без соответствующего допуска.

орые представлены в таблице 16.

 

 

Таблица 3

Коллективные

Станки, подъёмники, стенды

 

Продолжение Таблицы 3

Экранизирующие устройства

 

Положение о электробезопасности

 

8.1. Электрооборудование, электроинструменты, осветительные проборы (далее — электроустановки) должны отвечать требованиям действующих нормативных актов.

8.2. Для непосредственного выполнения функций по организации эксплуатации электроустановок в соответствии с требованиями действующих нормативных актов должен быть приказом по организации назначен специалист, ответственный за электрохозяйство, а также работник, его замещающий.

Приказ или распоряжение о назначении ответственного за электрохозяйство и работника, замещающего его в период длительного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь), издается после проверки знаний ими требований соответствующих нормативных актов, и присвоения соответствующей группы по электробезопасности (IV — в электроустановках напряжением до 1000 В).

 

8.3. Персонал, обслуживающий электроустановки, должен пройти проверку знаний действующих нормативных, технических документов (правил и инструкций по эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройства электроустановок) в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности.

8.4. Для защиты людей от поражения электрическим током при повреждении изоляции электроустановок должна быть применена по крайней мере одна из следующих защитных мер: защитное заземление, зануление, защитное отключение, разделяющий трансформатор, малое напряжение, двойная изоляция, выравнивание потенциалов в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.

8.5. Шины и провода защитного заземления (зануления) должны быть доступными для осмотра и окрашены в черный цвет.

8.6. Во всех защитных устройствах устанавливаются только калиброванные предохранители.

8.7. Конкретные сроки и объемы испытаний, а также измерений параметров электрооборудования электроустановок определяет ответственный за электрохозяйство в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, ведомственной или местной системы планово-предупредительного ремонта (ППР), в соответствии с типовыми и заводскими инструкциями в зависимости от местных условий и состояния установок.

8.8. Проверка состояния элементов заземляющего устройства электроустановок и определение сопротивления заземляющего устройства должны проводиться не реже одного раза в 3 года, и не реже 1 раза в 12 лет должна быть проведена выборочная проверка осмотром со вскрытием грунта элементов заземлителя, находящихся в земле.

Измерения напряжения прикосновения должны проводиться после монтажа, переустройства и капитального ремонта заземляющего устройства, но не реже 1 раза в 6 лет.

8.9. Силовые и осветительные установки должны подвергаться внешнему осмотру не реже 1 раза в год. Измерение сопротивления изоляции электропроводок производится не реже 1 раза в 3 года, а в особо сырых и жарких помещениях, в наружных установках, а также в помещениях с химически активной средой — не реже 1 раза в год.

8.10. Измерение сопротивления изоляции электросварочных установок должно проводиться после длительного перерыва в их работе, перестановки оборудования, но не реже 1 раза в 6 месяцев.

8.11. Во взрывоопасных зонах в электроустановках напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью при капитальном, текущем ремонтах и межремонтных испытаниях, но не реже 1 раза в 2 года, должно измеряться полное сопротивление петли фаза-нуль.

8.12. Все электрические машины, аппараты, а также другое электрооборудование и электропроводки во взрывоопасных зонах должны периодически в сроки, определяемые местными условиями, но не реже 1 раза в 3 месяца, подвергаться наружному осмотру. Осмотр должен проводить ответственный за электрохозяйство. Результаты осмотра заносятся в оперативный или специальный журнал.

 

8.13. Неисправности, могущие вызвать искрение, короткое замыкание, нагревание проводов и т.п., а также провисание электропроводов, соприкосновение их между собой или с элементами здания и различными предметами должны немедленно устраняться.

 

8.14. Оборудование должно устанавливаться так, чтобы на электродвигатель не попадали стружка, вода, масло, эмульсия и т.п.

8.15. В помещениях для регенерации масла, зарядки аккумуляторных батарей, ацетиленовых генераторов, обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей, проведения краскоприготовительных и окрасочных работ силовое и осветительное оборудование и электропроводка должны быть во взрывозащищенном исполнении.

8.16. В цехах, где возможно выделение пыли, должны применяться выключатели, рубильники, предохранители и т.п., закрытые плотными кожухами из негорючих материалов.

8.17. Не допускается:

применять рубильники открытого типа или рубильники с кожухами, имеющими щель для рукоятки;

устанавливать выключатели, рубильники, предохранители, распределительные щиты и другое оборудование, могущие дать искру в помещениях, где находятся легковоспламеняющиеся, горючие и взрывоопасные вещества;

применять самодельные предохранители;

последовательно включать в заземляющий или нулевой защитный проводник части электроустановок, так как при этом увеличивается сопротивление заземления и может быть отключена заземляющая сеть при ремонте одной единицы оборудования. Остальное оборудование, включенное в данную заземляющую сеть, остается без защиты. Заземление должно быть только параллельным;

в электросети с заземленной нейтралью заземлять корпус электроприемника без его соединения с нейтралью.

 

Расчет защитного заземления

 

Защитное заземление – преднамеренное соединение нетоковедущих частей оборудования, которые могут оказаться под напряжением при повреждении изоляции малым сопротивлением с землей или ее эквивалентом.

Заземлитель — проводящая часть или совокупность соединенных между собой проводящих частей, находящихся в электрическом контакте с землей непосредственно или через промежуточную проводящую среду.

Замыкание на землю — случайный электрический контакт между токоведущими частями, находящимися под напряжением, и землей.

Напряжение на заземляющем устройстве — напряжение, возникающее при стекании тока с заземлителя в землю между точкой ввода тока в заземлитель и зоной нулевого потенциала.

Сопротивление заземляющего устройства — отношение напряжения на заземляющем устройстве к току, стекающему с заземлителя в землю.

Заземление — преднамеренное электрическое соединение какой-либо точки сети, электроустановки или оборудования с заземляющим устройством.

Для защиты от поражения электрическим током в случае повреждения изоляции должны быть применены по отдельности или в сочетании следующие меры защиты при косвенном прикосновении: защитное заземление; автоматическое отключение питания; уравнивание потенциалов; выравнивание потенциалов; двойная или усиленная изоляция; сверхнизкое (малое) напряжение; защитное электрическое разделение цепей; изолирующие (непроводящие) помещения, зоны, площадки.

Защиту при косвенном прикосновении следует выполнять во всех случаях, если напряжение в электроустановке превышает 50 В переменного и 120 В постоянного тока. В помещениях с повышенной опасностью, особо опасных и в наружных установках выполнение защиты при косвенном прикосновении может потребоваться при более низких напряжениях, например, 25 В переменного и 60 В постоянного тока или 12 В переменного и 30 В постоянного тока при наличии требований соответствующих глав ПУЭ.

Для заземления электроустановок могут быть использованы искусственные и естественные заземлители.

В качестве естественных заземлителей могут быть использованы: металлические и железобетонные конструкции зданий и сооружений, находящиеся в соприкосновении с землей, в том числе железобетонные фундаменты зданий и сооружений; металлические трубы водопровода, проложенные в земле. Не допускается использовать в качестве заземлителей трубопроводы горючих жидкостей, горючих или взрывоопасных газов и смесей и трубопроводов канализации и центрального отопления.

Искусственные заземлители могут быть из черной или оцинкованной стали или медными.

Требования защиты при косвенном прикосновении распространяются на: корпуса электрических машин, трансформаторов, аппаратов, светильников и т. п.; приводы электрических аппаратов; каркасы распределительных щитов, щитов управления, металлические конструкции распределительных устройств, кабельные конструкции, металлические корпуса передвижных и переносных электроприемников; электрооборудование, установленное на движущихся частях станков, машин и механизмов.

Назначение защитного заземления — это устранение опасности поражения электрическим током при прикосновении человека к корпусу электрической установки, находящемуся под напряжением в случае пробоя изоляции фаз. Защитное заземление применяется в электрических сетях напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью и в сетях напряжением более 1000 В с любым режимом нейтрали.

Принцип действия защитного заземления заключается в снижении напряжения на корпусе электроустановки

до безопасного значения.

В моем случае используется искусственный заземлитель.

Сеть 3х фазная с изолированной нейтралью.

 

Таблица 4

, м

, м

, м

Суглинок

2

0,05

0,7

4

12

 

Определение допустимого сопротивления заземляющего устройства

з= 4 Ом

Ом∙м.

 

Определение величины удельного сопротивления грунта.

ψ, Ом*м (1)

ψ – коэффициент, который зависит от климатической зоны.

Нижний Новгород находится во 2 зоне ψ=1,9

Ом*м

Определение сопротивления одиночного заземлителя (вертикального заглублённого в грунте) по формуле:

(2)

 

1 м длина заземлителя,

диаметр заземлителя,

глубина заложения.

 

Глубина заложения середины электрода от поверхности грунта H:

(3)

 

з, значит принимаем несколько заземлителей.

Определить количество заземлителей по формуле

(4)

 

— коэффициент использования вертикальных заземлителей.

 

 

и располагаем по контуру

Определение сопротивления соединительной полосы заземлителей в грунте по формуле

(5)

 

— длина соединительной полосы, м,

м — ширина соединительной полосы,

лубина заложения,

м – расстояние между заземлителями,

– количество заземлителей.

 

м (6)

 

(7)

 

Определение полного сопротивления заземляющего устройства

(8)

 

 

 

— коэффициент использования соединительной полосы,

0,8- коэффициент использования заземлителей.

 

 

 

Ом

 

 

 

 

 

 

 

ТР

 

 

 

 

 

 

 

 

12м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   4м

   12м

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

мы.

 

 

 

Список литературы

 

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие по выполнению контрольных работ по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех направлений заочной и очно-заочной форм обучения / НГТУ; Г.В. Пачурин, А.Б. Елькин, И.В. Гейко, Н.С. Конюхова, Т.И. Курагина, О.В. Маслеева. Н.Новгород, 2014. – 117 стр.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *