07.04.2017 / by / Авиация / No Comments

Методика 2.5. Установление закономерностей

Цель: определить способности к анализу и сравнению, оценить умения делать логические построения, скорость переключения с одного способа умственного действия на другой.

Инструкция: «Задание требует от вас внимательности, сообразительности, умения устанавливать закономерности. На бланке имеются 25 строчек по 5 слов в каждой.

Слева перед каждой строчкой изображены значки : + ? *и т. п. Этими условными значками обозначены или зашифрованы одно или несколько слов из тех, что имеются в данной строчке. Ваша задача – отыскать и подчеркнуть эти слова. Чтобы это сделать, вы должны уловить закономерность расположения знаков. Так, если все значки разные, значит, и слово, которое надо найти, состоит из различных, неповторяющихся букв. Например, + * : = пуля няня тара дядя (правильный ответ – пуля). Если же в начале строки имеется набор знаков такого рода : * + * ?, то очевидно, что этому набору знаков будут соответствовать слова, у которых вторая и четвертая буквы одинаковые. Слова могут состоять из 4, 5, 6, 7 и 8 букв, т. е. задание по мере увеличения букв усложняется, однако принцип обозначения и расшифровки слов один и тот же. Иногда значками могут обозначаться слова, в которых встречаются две пары одинаковых букв. Например, * : I : O I – статья сорока мнение скалка.

Если в наборе знаков только два повторяющихся знака, то вы не должны подчеркивать слова, где кроме этих 2 букв повторяются еще и другие буквы, не указанные значками, например О = * Х = тайна жажда ответ пепел. Очевидно, что слово «жажда» подчеркивать не надо, т. к. кроме второй и последней здесь повторяются еще первая и третья буквы. Не забудьте, количество слов, которые надо отыскать, может быть одно, два и более, т. е. вы должны просматривать всю строчку от начала до конца. Ошибки можно исправлять в том случае, если вы это заметили.

По команде «Начали» приступите к работе, по команде «Конец» поставьте вертикальную черту после последнего проверенного вами слова.

Работать нужно 8 минут, без излишней спешки и без ошибок».

Материал Ключ

1. Х*+* клад пила рана жижа вода 1. рана
2. *Х:* репа шлак соус крик луна 2. соус, крик
3. *=.Х крик обод тара воск рама 3. воск
4. ?:?= лупа хата обои град лапа 4. обои
5. +?*? лицо река желе квас окно 5. желе
6. Х=ХО+ старт сосна пепел ребро ответ 6. сосна
7. *+??+ маска касса месса сумма лассо 7. касса
8. О=*Х= слово вахта олово казак жажда 8. вахта
9. ?ХО:? аванс холод стихи рупор чашка 9. рупор
10. =*Х=* тайна кашка шапка ванна ответ 10. кашка
11. *:О:ХО молоко фараон ананас метеор мнение 11. мнение
12. +Х?Х:! статья талант стакан рапира сорока 12. статья, сорока
13. ?-О=-О пурпур филиал шедевр скалка фосфор 13. скалка
14. Х:*+=О почерк стакан полоса ангина старик 14. почерк, старик
15. ?+О*+= разлад окорок капкан сундук список 15. разлад, сундук
16. Х*О*Х*О балаган порошок леденец колокол соломка 16. колокол
17. +=О?О?* барабан пулемет чувство филолог фамилия 17. филолог
18. *+О=+:! гипофиз конвоир гиацинт кипарис лазарет 18. конвоир, гиацинт
19. О=*=О:! шеренга кантата милиция веревка колокол 19. веревка
20. *:О!Х:! поворот гравюра складка селедка адмирал 20. складка
21. !=+*+О=: синоптик градация оболочка фантазия биология 21. биология
22. ?*О=+*О: анаконда прокурор снижение внимание описание 22. внимание
23. ?=!-ОХ-! антрекот квартира антрацит скакалка практика 23. квартира, практика
24. !?+?=Х?О катафалк царапина бурундук анфилада карандаш 24. бурундук, карандаш
25. !+=ХООХ: пассажир оперетта коллизии рассылка комиссия 25. комиссия

Обработка результатов: По данным эксперимента рассчитывается коэффициент успешности (А):


Д — пропуски

А = · С,

Д + ошибки

Где А – коэффициент успешности,

Д – количество слов, которые нужно было подчеркнуть в том объеме материала, который просмотрел испытуемый за отведенные ему 8 минут;

Пропуски – количество неподчеркнутых слов, которые нужно было подчеркнуть в данном объеме материала;

Ошибки – количество неправильно подчеркнутых слов;

С – общее количество всех просмотренных слов.

Успешность выполнения задания оценивается по коэффициенту А: более 100 – отлично; 85-100 – хорошо; 70-84 – удовлетворительно; 55-69 – плохо; менее 55 – очень плохо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *