07.04.2017 / by / Биология / No Comments

Теория речевых актов. Теория дискурса. Различные типы дискурса

Два основных понятия прагматики — контекст и речевой акт (РА).

Одно из положений теории РА состоит в том, что минимальной единицей человеческой коммуникации является не ПР-е или высказывание, а осуществление определенного вида актов, таких, как констатация, вопрос, побуждение.

Вместо ПР-я (синтаксической единицы) на первое место выступает РА как способ достижения человеком определенной цели. РА — ход в речевой игре, т.е. все, что, скажет один говорящий, прежде чем уступить эфир другому. Т.о. мы можем квалифицировать любой текст как большой РА, в котором автор односторонне обращается к реципиенту, но последний, в определенных случаях, может ответить — написать письмо автору книги или газетной статьи, позвонить на радио или ТВ и т.д.

Классификация РА. Были выделены так называемые перформативные высказывания — высказывания, собственно, осуществляющие называемое действие: Я обещаю прийти завтра. Поздравляю Вас в днем рождения. Соответственно, имеются перформативные тексты — поздравления, завещания, уведомления.

Перформативные акты не могут быть ложными: Я обещаю, Я клянусь — сами по себе уже являются залогом истинности сказанного или действия.

По перформативным глаголом выделяются типы РА — констатирующие, дескриптивные (описательные: Я рисую Вас), побудительные, вопросительные, извинения, приветствия и т.д.

Косвенные РА. Если по форме высказывание представляет один речевой акт, а по коммуникативному намерению — другой, то перед нами косвенный речевой акт. Самый яркий пример — просьба, выраженная в виде констатирующих или вопросительных высказываний: Здесь холодно (следовательно, просьба закрыть окно), Не знаете ли, сколько времени? (просьба сообщить время).

Целые ряд смыслов выражается через косвенные речевые акты: просьба (см. выше), в английском языке просьба никогда не выражается через повелительное наклонение, только через косвенный РА.

Советы выражаются через констатирующее высказывание в сослагательном наклонении: я бы на вашем месте или через констатирующее высказывание с оценочным предикатом (в этот суп неплохо бы добавить грибного бульона).

Косвенными РА являются все рекламные тексты, басни.

Пол Грайс на основе РА сформулировал «постулаты речевого общения», в основе которых лежит принцип «кооперации — способствуй речевому общению»:

1. высказывание не должно содержать меньше информации, чем следует;

2. высказывание не должно содержать больше информации, чем следует;

3. не говори того, что считаешь ложным;

4. говори то, что относится к делу;

5. выражайся ясно: избегай непонятных выражений, неоднозначности, избегай многословия.


Возникнув в рамках лингвистики текста, теория дискурса никогда не утрачивала своей изначальной связи с ней, но последовательно шла к дифференциации предмета своего исследования, к разграничению понятий «текст» и «дискурс».

Уточняя понятия текста и дискурса, современные исследователи подчеркивают, что текст как языковой материал не всегда представляет собой связную речь, то есть дискурс. Не всякий текст является дискурсом, но дискурс всегда является текстом, и обратное неверно. Таким образом, текст есть более общее понятие, чем дискурс; дискурс же, в свою очередь, есть частный случай текста. Поскольку всякий дискурс есть текст, постольку теория дискурса разделила с лингвистикой текста все вопросы, касающиеся сущностных свойств текста как языковой единицы высшего порядка (текст и дискурс характеризуются общими свойствами завершенности, цельности, связности и др.), а также вопросы, связанные с единицами дискурса, его структурой и способами сегментации. Стремясь дифференцировать понятие «дискурс» и понятие «текст», теория дискурса всегда подчеркивала деятельностный, динамический аспект языка: понятие «дискурс» отличается от текста тем, что оно представляет язык как процесс, учитывающий воздействие экстралингвистических факторов в акте коммуникации, и как результат, представленный в виде фиксированного текста. Деятельностный, динамичный аспект дискурса восходит к античной риторике, где термин «дискурс» означал «язык, рассматриваемый в действии, в реальном применении». Таким образом, можно сказать, что дискурс — это:

— связный текст, сопряженный речевой ситуацией;

— устный или письменный вид текста (речевое произведение), обращенный к слушателю / читателю;

— монолог — диалог;

— адресованное сообщение;

— семантически связанная последовательность предложений-высказываний (реплик).

«Дискурс — текст, погруженный в ситуацию реального общения» (Карасик).

При изучении дискурса, как и любого естественного феномена, встает вопрос о классификации: какие типы и разновидности дискурса существуют. Самое главное разграничение в этой области – противопоставление устного и письменного дискурса. Это разграничение связано с каналом передачи информации: при устном дискурсе канал – акустический, при письменном – визуальный.

Помимо двух фундаментальных разновидностей дискурса – устной и письменной – следует упомянуть еще одну: мысленную. Человек может пользоваться языком, не производя при этом ни акустических, ни графических следов языковой деятельности. В этом случае язык также используется коммуникативно, но одно и то же лицо является и говорящим, и адресатом. В силу отсутствия легко наблюдаемых проявлений мысленный дискурс исследован гораздо меньше, чем устный и письменный.

Более частные различия между разновидностями дискурса описываются с помощью понятия жанра. Это понятие первоначально использовалось в литературоведении для различения таких видов литературных произведений, как, например, новелла, эссе, повесть, роман и т.д. М.М.Бахтин и ряд других исследователей предложили более широкое понимание термина «жанр», распространяющееся не только на литературные, но и на другие речевые произведения. В настоящее время понятие жанра используется в дискурсивном анализе достаточно широко. Исчерпывающей классификации жанров не существует, но в качестве примеров можно назвать бытовой диалог (беседу), рассказ (нарратив), инструкцию по использованию прибора, интервью, репортаж, доклад, политическое выступление, проповедь, стихотворение, роман. Жанры обладают некоторыми достаточно устойчивыми характеристиками.

Другие ученые выделяют следующие типы дискурса: бытовой, научный, политический, деловой, конфессиональный; информационный дискурс (диалог-интервью), интерпретационный (дискурс самопрезентации), аффилятивный (эмоционально- аффективный характер взаимодействия коммуникантов) и др.
На основе статусно-ролевых характеристик участников общения В.И. Карасик выделяет личностное и статусно-ориентированное общение и соответственно личностный и институциональный дискурсы.
Первый тип общения предполагает, что его участники раскрывают себя как личность, второй рассматривает их как представителей определённых социальных групп. В личностно-ориентированном дискурсе выделяют два типа: бытовой и бытийный. Бытовой дискурс представляет собой диалогическое общение людей, хорошо знающих-друг друга. Этот тип дискурса характеризуется спонтанностью, зависимостью от ситуации, высокой степенью субъективности, нарушением логики и структурного оформления высказывания. Общаясь на бытовом уровне, люди часто используют сниженную и жаргонную лексику. Бытовой дискурс отличается тем, что адресату не требуется много времени, чтобы понять говорящего, при данном типе дискурса отправитель речи может легко переходить от одной темы к другой, активно использовать подтекст (иронию, намёки и т.д.).
Бытийный дискурс широко представлен в художественном тексте, а также психологической и философской интроспекции. В прямом бытовом дискурсе В.И. Карасик выделяет два противоположных вида: смысловой переход и смысловой прорыв. Смысловой переход осуществляется через рассуждение, то есть вербальное выражение мыслей и чувств, которое помогает человеку определить неочевидные явления, имеющие отношение к миру в целом. Смысловой прорыв определяется как озарение, внезапное понимание сути дела, душевного состояния, положения вещей.
Бытийный дискурс противопоставлен бытовому, но и в том и в другом случае происходит активное осмысление содержания речи со стороны адресата. В первом случае осознание смысла зависит от конкретной ситуации общения, во втором — от формы знака и личности адресата.
Статусно-ориентированный дискурс представлен, по меньшей мере, двумя разновидностями — ситуативно-ролевой и институциональной. Ситуативно-ролевой дискурс — это вербальное поведение в соответствии с ожиданиями людей по определённым моделям. Институциональный дискурс представлен образцами вербального поведения, сложившимися в обществе применительно к закреплённым сферам общения (Карасик).
С позиций социолингвистики можно выделить политический, административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, мистический, медицинский, деловой, рекламный, спортивный, научный, сценический и массово-информационный виды институционального дискурса. Данный список остается открытым для изменений, так как развитие той или иной сферы общественных отношений может привести к появлению нового типа дискурса.

Определяя типы профессионального дискурса, прежде всего, следует исходить из характеристик тех видов профессиональной деятельности, которые проявляются в исследуемом дискурсе (например, дискурс деловых переговоров, рекламный дискурс, дискурс радиообмена гражданской авиации, медицинский дискурс, дискурс теле- и радиоинтерьвью и т.д.).

Учет дополнительных характеристик (профессионалы и непрофессионалы, иерархия коммуникантов, культурно-национальный компонент, эмоциональный и культурный компонент, стандартность / нестандартность ситуации, невербальные компоненты) позволяет выделить более специфичные типы дискурса. К ним можно отнести устный дискурс, письменный дискурс; дискурс, ведомый только профессионалами; дискурс, ведомый совместно профессионалами и непрофессионалами: дискурс, ведомый только непрофессионалами; дискурс с проявлением разного иерархического положения коммуникантов; дискурс без учета культурно-национального компонента (отрицательный); дискурс с учетом культурно-национального компонента (положительный); дискурс с учетом эмоционального и культурного (вежливого) компонента (положительный); дискурс без учета эмоционального и культурного (вежливого) компонента (отрицательный); дискурс стандартной ситуации и нестандартной ситуации; дискурс с проявлением невербальных компонентов.

[1] Предикативный признак означает, что действие развивается во времени (прошлое, настоящее, будущее), имеет видовую характеристику (например, Perfect), наклонение. Все это выражает глагольный признак.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *