07.04.2017 / by / Антропология / No Comments

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ

Тест юмористических фраз (ТЮФ) — оригинальная, компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяю­щая в себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.

Методика ТЮФ имеет две характерные особенности.

Во-первых, это прием свободной тематической классификации, относящийся к числу методов экспериментальной психосемантики. Психодиагностический потенциал этого метода заключается в том, что субъект зачисляет в один класс с однозначным стимулом, имею­щим мотивационно валентный семантический признак в качестве единственного классификационного основания, многозначные стиму­лы, включающие этот признак. Чем большее количество многознач­ных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверх­крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соот­ветствует предметному содержанию этого класса.

Во- вторых, методика ТЮФ использует специфический стимульный материал — юмористические фразы, позволяющий эксперимен­тально реализовать психодиагностические возможности метода те­матической свободной классификации. Стимульный материал пред­ставляет собой 80 юмористических фраз, из которых (по результатам нормативных экспериментов) 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматрива­ют в них то одну, то другую тему). Средние значения численности 10 классов (по 10 заданным темам) примерно равны между собой. Для идентификации однозначности-многозначности юмористических фраз применялись алгоритмы кластер- и клайк-анализа. Все исполь­зованные фразы были опубликованы в отечественных сатирико-юмо-ристических изданиях. Каждая фраза предъявляется в процедуре на отдельной карточке. Стимульный материал легко размножается, дуб­лируется и при необходимости «освежается» за счет новых фраз и новых тем (что не изменяет диагностического принципа, лежащего в основе классификационной техники).

Процедура проведения теста исключительно проста и оператив­на (занимает от 15 до 25 минут). Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому рассортировать колоду карточек с юморис­тическими фразами: «Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему»[23]. По ходу работы психодиагност должен предоставить испытуемому мак­симальную свободу в том, как он сортирюут карточки по темам, поощ­ряя как безусловно оправданное всякое решение («В данном случае Вы — эксперт, Вам виднее»). Следует предупреждать повторные пе­рекладывания карточек из одной группы в другую (чтобы испытуе­мый не выравнивал группы по численности), приведя следующее объяснение: «В экспертных оценках самым ценным, самым правиль­ным является первое решение, которое приходит человеку в голову». Точно такое же объяснение призвано снять у испытуемого колебания, которые он испытывает, когда не знает, в какой класс занести много­значную фразу.


Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает названия выделенным классам. Как правило, уже по этим названиям диагносту очень легко идентифицировать 10 использованных в дан­ной версии ТЮФ тем: 1) садизм, 2) секс, 3) пагубные пристрастия (курение, пьянство, наркомания), 4) деньги, 5) мода, 6) карьера, 7) се­мейные неурядицы, 8) социальные неурядицы, 9) бездарность в ис­кусстве, 10) человеческая глупость.

Если испытуемый не дает ясных интерпретируемых названий, то идентификация 7 стандартных тем производится по «ядерным» одно­значным фразам. Если в i-й класс попали 3 и более однозначные фразы из j-й темы, то ни класс можно отнести к i-и теме.

Сам подсчет тестового балла не сводится к применению ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответству­ющей кучке, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тес­тов, в которых показатели по шкалам сравниваются с популяционными нормами (MMPI, 16PF), в данно м случае сравниваются показатели внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая струк­тура мотивационных тем, определяется, какие темы доминируют, ка­кие второстепенны, и т. д. Таким образом, применяются ипсативные тестовые оценки. Простые статистические рассуждения (хи-квадрат для оценки отклонения от равномерного распределения) позволяют считать статистически значимым событием появление класса числен­ностью в 14 и более карточек[24].

При анализе диагностической продукции ТЮФ следует учиты­вать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу мотива, но и силу преграды. Поэтому мотивационные структуры испытуемого интерпретируются либо в терминах пред­мета потребности, либо в терминах преграды (фрустратора) потреб­ности. Для различения предметного и преградного уровней содер­жания актуальной мотивации необходимы дополнительные диагно­стические критерии.

Темы, используемые в данной версии ТЮФ, не являются резуль­татом применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов. Они были выделены эмпирически с помощью кластер-ана­лиза нескольких сотен опубликованных шуток, т. е. отражают наибо­лее устойчивые и распространенные конструкты обыденного созна­ния. Автор теста дают предположительную теоретическую психоло­гическую интерпретацию использованных тем, основываясь на тре­хуровневой схеме группировки личностных черт и мотивов (Столин В. В., 1983):

1) садизм: мотив — самосохранение; преграда- разнообразные «агрессивные» факторы, угрожающие физической целостности индивида;

2) секс: мотив — вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка на­пряжения от сексуальной неудовлетворенности; преграда- внутренние трудности (недостаточная привлекательность, скромность) и интериоризированные субъектом социальные запреты на проявление сексуальности вне социальных ситуаций супру­жеской интимности;

3) пагубные пристрастия: мотив — снятие напряжения с помощью наркологи­ческих средств; преграда — интериоризированные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные пре­следования, дороговизна средств и т. п.);

4) деньги: мотив-личное материальное благосостояние; преграда-недостаток де« нег, высокие цены и т. п.;

5) мода: мотив — самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха; преграда — скачки моды, высокая цена престижных товаров;

6) карьера: мотив — достижение высокого положения в обществе, получение широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице; преграда -конкуренция, необходимость компромиссов, унижений маскировки и т. п.;

7) семейные неурядицы: мотив — семейное благополучие; преграда — не соответствующие ожиданиям субъекта поступки членов семьи (супруга, детей) или объективные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади);

8) социальные неурядицы: мотив — социальное благополучие; преграда — асоциальность, «несознательность» окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости и гражданственности;

9) бездарность в искусстве: мотив—поиск красоты, гармонии, эстетическая сенситивность; преграда- эстетическая беспринципность так называемых «людей ис­кусства», обилие бездарных работ;

10) человеческая глупость: мотив-познание, стремление к истине как самостоя­тельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием; преграда — не­вежество, ограниченность окружающих.

При ЭТОМ

темы 1,2 к, возможно, 3 представляют потребности организма, темы 4, 5, 6, возможно, 7, 8 — потребности социального индивида, темы 9, 10, возможно, 7, 8 — потребности личности.

При интерпретации данных следует, как и в других многомерных тестах, анализировать не только изолированные темы, но и учиты­вать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или понижении напряженности отдельных пар или троек тем. В отли­чие от обыкновенного тест-опросника, где профиль может быть од­новременно «приподнят» или «опущен» по всем шкалам, в данном случае «площадь под кривой» профиля окажется постоянной — рав­ной 80 (количество фраз в тексте): одни темы «притягивают» (апперцепируют) к себе фразы из других тем.

Более детальные возможности для анализа результатов дает со­ставление матрицы смещения 10 х 10; строки соответствуют исход­ным темам, столбцы -темам, воссозданным испытуемым; однознач­ные фразы дают вклад в виде двух единиц, многозначные — в виде одной единицы. Матрица смещения позволяет увидеть такие эффек­ты, как «слипание» (сцепление) определенных тематических конст­руктов или «избирательное доминирование» (например, конструкт «деньги» вбирает все многозначные фразы, лежащие на пересечении с конструктами «мода», «карьера», «самозащита», но не включает других тем).

Очевидно, что список тематических конструктов в данной вер­сии не может считаться полным. Основным его пробелом является отсутствие аффилиативных тем.

Проверка валидности ТЮФ производилась авторами в ходе трех различных экспериментальных серий.

В первой серии в качестве критерия валидности использовалась групповая оценка личности (ГОЛ) — опрос товарищей по группе. Про­филь ТЮФ сравнивался с профилем одноименных мотивационных тем, реконструированных с помощью ГОЛ (групповыми оценками выражен­ности интереса к каждой из семи тем). Общая корреляция профилей по результатам 32 испытуемых -двух академических студенческих групп по 16 человек в каждой — дала значимое, но не высокое значение 0,34. Оказалось, что только по одной теме — «деньги» — имеется достаточно высокое совпадение групповых оценок и тестовых результатов (0,45). Это вполне естественно в применении к студентам, для которых напря­женность этой темы указывает скорее не на особую алчность, а на по­вышенную силу преграды — дефицит самих денег. В результате на этой выборке данная тема оказалась «социально-позитивной» и доступной для точной оценки внешнего наблюдателя.

Чувствительность ТЮФ к латентным мотивам показал второй эксперимент, в котором была предпринята конвергентная валидизация ТЮФ и AT по трем мотивационным темам: «карьера», «сексуаль­ные отношения», «агрессия — самозащита». Корреляция профилей ТЮФ и профилей ТАТ (экспертных оценок выраженности каждой из трех мотивационных тем в рассказах испытуемого) достигла высоко­го значения 0,85 (данные 25 испытуемых). Этот результат доказыва­ет, что простой и экономичный ТЮФ для определенных локальных задач вполне может быть использован и может быть близким по сво­ей эффективности громоздкой методике ТАТ.

Третий экспериментальный критерий валидности был построен по логике «известных групп». Хорошо известно, что у больных, гос­питализированных в психиатрические клиники, резко усиливается деп­рессивный синдром. Авторы теста получили статистически значимое (на уровне р < 0,001) усиление темы «агрессия - самозащита» у 24 больных по сравнению с нормой. Это подтверждает чувствительность ТЮФ к особым ситуациям фрустрации определенных потребностей.;

Надежность достигалась в ходе построения теста отбором фраз по результатам кластер-анализа.

В заключение авторам хотелось бы выразить надежду на то, что ТЮФ со временем пополнит батарею существующих методов практической диагностики мотивационной сферы личности. ТЮФ разре­шает традиционную психодиагностическую дилемму между стандартизацией и индивидуализацией диагностической процедуры, заклю­чая в себе возможности компромисса между алгоритмизованным ха­рактером баллирования и интерпретации результатов и получением глубоких высокоиндивидуализированных диагностических сведение-Простота и краткосрочность как самой процедуры проведения, так и г процедуры обработки результатов делают ТЮФ исключительно оперативным тестом. И, что очень важно, ТЮФ дает немедленные ре­зультаты (если необходимо, то и в присутствии испытуемого).

Релевантной практической задачей теста юмористических фраз : является, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях ин­дивидуального психологического консультирования и коррекции. Юмористический характер стимульного материала способствует ус­тановлению раскрепощенного доверительного контакта между диагностом-психологом и испытуемым, что обеспечивает органичное включение диагностической процедуры в процесс индивидуального консультирования. Стимульный набор ТЮФ легко адаптируется к решению локальных психодиагностических задач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *